Аспасия (Аспазия, Ἀσπασία, 470 - 400 гг до н. э.) родилась Милете, древнегреческом городе на территории Малой Азии. Она была известна любовной связью с выдающимся афинским политиком Афин, Периклом и есть вероятность, что она во многом повлияла на политику афинского государства.
О ее жизни известно не много. Платон, Аристофан, Ксенофонт и другие писатели того времени упоминают ее в своих произведениях. Некоторые из них утверждают, что Аспасия содержала публичный дом, в то время как до этого она была гетерой.
Перикл. Афины при Перикле, читайте здесь
У Аспасии был сын от Перикла, которого также назвали Периклом. Последний позже стал генералом афинской армии и был казнен после битвы при Аргиноузах. Считается, что после смерти Перикла Старшего Аспасия стала женой Лисиклиса, еще одного афинского политика и военного.
Аспасия в Милете
Аспасия получила прекрасное образование. Это была заслуга её отца, который с раннего детства всячески заботился о своей дочери. В те времена образование считалось привилегией мужчин, для девочек это было большой редкостью.
Отец брал ее с собой в философскую школу, где учились только мужчины. Там её учили музыке, танцам, пению, риторике, истории и т. д.
Аспасия училась с удовольствием, учёба давалась ей легко, поэтому вскоре она стала лучшей ученицей школы. Многие богатые молодые люди Милета предлагали отцу большие деньги, чтобы взять её в жёны.
Жизнь Аспасии в Афинах
Причины, по которым Аспасия приехала жить в Афины, неизвестны. Согласно противоречивым сообщениям древних писателей, в Афинах Аспасия стала владелицей публичного дома.
В социальных кругах Древних Афин, Аспасия была известна своей способностью в совершенстве владеть искусством беседы. Её ум, природная красота и прекрасная речь привлекала выдающихся писателей и мыслителей, в том числе философа Сократа. По словам Плутарха, ее дом стал центром культуры в Афинах и, несмотря на ее «аморальную» жизнь, афиняне приводили с собой своих жен, чтобы послушать ее разговоры.
Аспасия была первой, кто боролся за эмансипацию женщин в Афинах. Как иностранка, она была свободна от юридических обязательств, которые традиционно удерживали замужних женщин в своих домах, что позволяло ей участвовать в общественной жизни города.
Социальное положение женщины в Древней Греции, читайте здесь
Знакомство Аспасии с Периклом
Аспасия познакомилась и сблизилась с Периклом в начале 440 г. до нашей эры. На тот момент Перикл занимал влиятельное положение в Афинах. Это был знаменитый полководец и оратор, сторонник демократии. Он пользовался большим авторитетом в Афинах.
Знакомство с Аспасией произошло в период, когда началась программа строительства и грандиозных работ по достройке Парфенона.
Парфенон в Афинах (видео), смотрите здесь
После развода с первой женой (около 445 г. до н.э.), Аспасия стала жить с ним, хотя общепринятого мнения о том, поженились они или нет, до сих пор не существует. Вскоре у Перикла и Аспасии родился сын.
В демократических Афинах возникла бурная реакция и всевозможные обвинения в отношении нравственности Аспасии, но это их не пугало.
Перикл был женат и имел двух сыновей, Ксантиппа и Паралоса. Он сразу ушел от жены, с которой у них уже были проблемы и остался с Аспасией. Сплетни ходили и принимали серьёзный характер, что отразилось на авторитете Перикла.
Политическая жизнь Афин
Аспасия обладала способностью воспринимать и улавливать политические взгляды, поэтому Перикл нашел в ней ценного советника. Участие Аспасии в политической жизни добавило ещё множество негативной реакций в её адрес. А после Саамской войны, Аспасию негласно обвинили в войне.
В 440 г. до н.э. Самос воевал с Милетом за Приену, древний город Ионии у подножия холмов Микали. Когда они проиграли войну, милетцы попросили афинян выступить в их пользу в их споре с Самосом. Когда афиняне приказали обеим сторонам прекратить военные действия и назначить арбитраж, самяне отказались. В результате Перикл начал кампанию против Самоса. Кампания оказалась сложной и афиняне понесли тяжелые потери, прежде чем, наконец, сумели подчинить Самос. Ходили слухи, что Аспасия, родившаяся в Милете, спровоцировала войну, а Перикл решил ей помочь в этом.
В комедии «Ахарняне» Аристофан обвиняет Аспасию в Пелопоннесской войне. Он утверждает, что Мегарический указ Перикла, запрещавший торговлю с афинянами и их союзниками в Мегаре, был актом мести за то, что мегарцы похитили проституток из дома Аспасии.
В 429 г. до н.э., в год, когда Афины были поражены чумой, Перикл стал свидетелем смерти своих законных сыновей от своей первой жены и сестры. Он очень сильно переживал и впал в глубокую печаль. Через несколько месяцев от чумы умер сам Перикл.
Как эпидемия чумы повлияла на историю Древней Греции, читайте здесь
Незадолго до его смерти, афиняне позволили сделать исключение в законе, касающегося статуса афинского гражданина (закон был издан самим Периклом, когда оба родителя должны быть афинянами) и их сына с Аспасией признали афинским гражданином, сын смог стать его наследником.
Через некоторое время после смерти Перикла, Аспасия познакомилась с политическим деятелем Афин Лисиклисом, от которого у него родился еще один сын. Лисиклис был убит при исполнении служебных обязанностей (428 г. до н.э) и Аспасия вновь овдовела. Была ли еще жива Аспасия, когда ее сын Перикл был избран генералом, а затем был казнен после битвы при Аргинусах, неизвестно.
Смерть Аспасии датируется 401-400 гг до н.э.