" Мужчина по природе лучше женщины. Мужчина ведет, а женщина ему подчиняется", - Аристотель.
В Древней Греции женщины не имели гражданских прав, они не могли распоряжаться имуществом и участвовать в общественной жизни.
Древние Афины
Афины - это город с самой длинной историей в Европе и одной из значимых в мире, который непрерывно населен более 3000 лет. Афинам удалось стать важным полисом Древней Греции в I тысячелетии до н. э.
Культурные достижения Афин в V веке до н. э. заложили основы западной цивилизации.
Древнегреческий город зародился в эпоху неолита как поселение на холме-крепости Акрополя примерно между IV и III тысячелетием до нашей эры. Акрополь занимал естественную оборонительную позицию, оттуда жители могли наблюдать за окружающими его равнинами. В VI веке до н. э. два греческих полиса Афины и Спарта проявили себя как самые могущественные силы.
Социальное положение женщин в этих двух греческих полисах (о других греческих городах мало что известно) было значительно ниже, чем положение мужчин, но значительно различалось между этими городами-государствами.
Древняя Греция: отношение к женщинам, читайте здесь
В Афинах процветали искусство, литература, архитектура и были заложены основы демократического государства. Примерно в то же время в Спарте Ликург вносил новаторские изменения в правовую систему города. Несмотря на большой прогресс, отмеченный установлением режима «большинства», положение женщин в Афинах было ограниченным, как и в других греческих городах, за исключением Спарты.
В рамках афинской демократии существовало три важнейших органа: муниципальная церковь, парламент из 500 человек и суд присяжныж, в которых участвовали обычные граждане. Режим носил непосредственный характер, так как он был эквивалентен участию всех свободных граждан в выборах, публичных дебатах в Пниксе и на Агоре и принятии важных решений для будущего города.
Права женщины в древних Афинах
Примечательно, что в период правления Перикла, простые афинские граждане получали деньги от государства за участие в общинных заседаниях, но часто приходилось сталкиваться с их отсутствием из-за нехватки времени. Однако женщины не могли участвовать в общественной жизни города, так как они не входили в категорию граждан.
«Мужчина по природе лучше женщины. Мужчина ведет, а женщина ему подчиняется", - эта аристотелевская фраза отражает всю структуру древнеафинского общества и семьи. Женщина уступала мужчине. она не считалась гражданином и поэтому не имела политических прав.
Это также означало, что женщина не владела землей и не могла наследовать ее. В случае смерти ее отца имущество, если она была единственным ребенком, забирал ее опекун или муж. Отношение с мужчинами, кроме родственников-мужчин, были запрещены, поэтому ее участие в общественной жизни контролировалось. Однако ей разрешалось принимать участие в религиозных церемониях и городских праздниках в роли, например, жрицы.
Жизнь женщины в Афинах была посвящена воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, иногда с помощью рабов, если она происходила из богатой семьи.
У новорожденных девочек меньше было шансов выжить, чем у мальчиков, из-за явления отказа. Девочки получали начальное образование, которое нельзя было сравнивать с образованием мужчин.
Свадьба в Древней Греции. Медовый месяц, читайте здесь
До 18 лет девушек старались выдать замуж, используя консульский метод, который требовал от них быть девственницами. Замужние женщины должны были быть верными своим мужьям, в противном случае их признавали виновными в супружеской неверности, что приводило к их исключению из религиозных церемоний, их единственному социальному праву. Различие между двумя полами здесь наиболее ярко выражалось, поскольку мужчина мог иметь внебрачные связи без каких-либо ограничений.
Стоит отметить, что были женщины, которые выделялись и требовали более благоприятных условий для своей жизни, такие как Аспасия (Ἀσπασία) и первая гинеколог-акушер древних Афин и древнего мира - Агнодика (Ἀγνοδίκη).
Древняя Греция: первая в истории женщина-гинеколог, читайте здесь
Аспасия, читайте здесь
Женщины в Древней Спарте
С другой стороны, древняя Спарта следовала своему собственному режиму, во главе которого стояли два царя и эфоры. Государство и его законы были связаны, в основном, с работой законодателя Ликурга. Спарта была известна своей военной мощью, естественным следствием милитаристской модели жизни, в которой были задействованы все жители города, даже женщины.
Повышение социального статуса женщин в Спарте было не случайным, а скорее всего необходимым.
В конце VIII до н. э. века спартанцы захватили соседнюю Мессинию, получив таким образом плодородные земли и неоплачиваемый труд, то есть рабов. В результате они проводили больше времени в армии, чтобы быть готовыми к новым военным походам. На земле работали рабы, а женщины могли ими управлять. Наконец, рабы стали помогать им в домашних делах, освобождая спартанских женщин и от этих обязанностей.
Благодаря радикальному изменению в жизни спартанских женщин, в отличие от афинян, они стали владеть землей и иметь возможность наследовать, управлять и контролировать ее. Мало того, что у них не было ограничений на передвижение вне дома, они также занимались борьбой и верховой ездой, как и мужчины.
Девочки получали государственное образование, как и мальчики, их не отдавали замуж в раннем возрасте (выходили замуж за своих сверстников).
По словам Плутарха: «Спартанки - единственные женщины в Греции, которые правят мужчинами, потому что только они рождают мужчин».
Однако, когда столетия спустя Мессиния перестала быть рабами Спарты, права женщин были нарушены и приравнены к тем, которые действовали в то время в других греческих городах.