Афинская демократия родилась в VI веке до нашей эры в рамках государственной реформы.
Афинская демократия была первой в мире демократической системой, где граждане являлись единственными, кто отвечал за формирование законов. В соответствии с этим, поскольку жизнь всех граждан афинского полиса (от рождения до смерти) регулировалась законами, их создавали в соответствии с общими убеждениями и интересами, которые они заслужили.
История Афин: взлёт и падение древнего города, читайте здесь
Кто считался гражданином в древних Афинах?
Законные дети от родителей афинян считались гражданами афинского полиса. Граждане, кроме женщин, рабов и иностранцев (метеков), имели право участвовать и голосовать в Народном собрании — главном органе управления политической системы афинского полиса.
Для мужчин полноправное гражданство вступало в силу после окончания двухлетней военной службы. Кроме этого, афинский гражданин должен был регулярно платить налоги, быть честным и не судимым, почитать своих родителей. Граждане имели равные права, наделялись землёй и домом в своём полисе.
Народное собрание имело название — экклесия. У экклесии было как минимум четыре функции: голосование за исполнительные решения (например, начать войну или предоставить гражданство иностранцу), избрание некоторых должностных лиц, принятие законов и судебные функции.
Реформы Солона
Солон (Σόλων), считается отцом афинской демократии. Его выбрали архонтом, когда в Древних Афинах внутренние раздоры между аристократией и демосом накалились до предела.
Реформы Солона: ключевые изменения и их влияние на развитие Афинской демократии, смотрите здесь
Первые реформы Солона были направлены на урегулирование Афинского государства.
Когда Солон составлял законы, он не был уверен в их эффективности: “Закон похож на паутину - бессильные и слабые его выдержат, в то время как сильные его разорвут и пройдут”.
Солон отменил долговое рабство, аннулировал долги отдельных лиц, учредил новый орган управления - Совет четырехсот, провёл денежную реформу, что положительно отразилось на торговле, улучшил судебную реформу, ввёл свободу завещаний и т. д. По словам Плутарха, Солоном было издано около ста законов, которые были записаны на специальных досках и выставлены на общее обозрение.
Однако, с помощью реформ Солона не удалось прекратить социально-политическую борьбу. Недовольство проявляла как аристократия, утратившая свои права, так и простой народ, не достигшие передела земли. Это привело к перевороту, у власти оказался тиран Писистрат. После его смерти у власти были его сыновья. Тирания просуществовала до 527 года до н.э.
Налоговая система в Древних Афинах, смотрите здесь
Реформы Клисфена
Демократия, которую учредил Клисфен ( Κλεισθένης), завершила процесс становления государства в Афинах. Как сказал Аристотель о Клисфене: «Он передал государство народу».
В 508 году до нашей эры, после победы демоса во главе с Клисфеном над аристократией, начались новые реформы: был создан новый орган управления - Совет пятисот, ликвидированы последние пережитки родового строя. Самая большая сила была у экклесии.
Реформа Клисфена была основана на десятичной системе. Он делит Аттику на более чем 170 муниципалитетов, равных по количеству граждан и из этих муниципалитетов, которые функционировали как небольшие местные республики, составил десять фил, которых раньше было четыре. Афиняне больше не делятся на богатых и бедных, живущих в богатых или бедных районах. Все они имели равные права. Каждое фило избирало пятьдесят членов в Совет пятисот. Основной задачей которых была подготовка вопросов для обсуждения в экклесии. Таким образом, все граждане могли стать депутатами, каждый мог взять слово и высказать свое мнение.
Древняя Греция: государственный строй в древнегреческих полисах, смотрите здесь
Остракизм
Клисфен, чтобы защитить новую конституцию, установил остракизм. Кто, по мнению афинян, угрожал демократии (обычно была жалоба в экклесию), изгонялся из Афин на десять лет. Проводилось голосование, где граждане на глиняных осколках писали имя этого человека. Если их было более шести тысяч — человека изгоняли без потери своего имущества.
При раскопках на Афинской Агоре, где некогда заседал Совет пятисот, были найдены глиняные осколки с надписью изгнанника.