фото Афинская демократия

Афинская демократия родилась в VI веке до нашей эры в рамках государственной реформы.

Афинская демократия была первой в мире демократической системой, где граждане являлись единственными, кто отвечал за формирование законов. В соответствии с этим, поскольку жизнь всех граждан афинского полиса (от рождения до смерти) регулировалась законами, их создавали в соответствии с общими убеждениями и интересами, которые они заслужили.

   История Афин: взлёт и падение древнего города, читайте здесь

Кто считался гражданином в древних Афинах?

Законные дети от родителей афинян, считались гражданами афинского полиса. Граждане, кроме женщин, рабов и иностранцев (метеков), имели право участвовать и голосовать в Народном собрании — главном органе управления политической системы афинского полиса.

Для мужчин, полноправное гражданство вступало в силу после окончания двухлетней военной службы. Кроме этого афинский гражданин должен был регулярно платить налоги, быть честным и не судимым, почитать своих родителей. Граждане имели равные права, наделялись землёй и домом в своём полисе.

Народное собрание имело название — экклесия. У экклесии было как минимум четыре функции: голосование за исполнительные решения (например, начать войну или предоставить гражданство иностранцу), избрание некоторых должностных лиц, принятие законов и судебные функции.

Реформы Солона

Солон (Σόλων), считается отцом афинской демократии. Его выбрали архонтом, когда в древних Афинах внутренние раздоры между аристократией и демосом накалились до предела.

Первые реформы Солона были направлены на урегулирование Афинского государства.

Когда Солон составлял законы, он не был уверен в их эффективности: “Закон похож на паутину - бессильные и слабые его выдержат, в то время как сильные его разорвут и пройдут”.

Солон отменил долговое рабство, аннулировал долги отдельных лиц, учредил новый орган управления - Совет четырехсот, провёл денежную реформу, что положительно отразилось на торговле, улучшил судебную реформу, ввёл свободу завещаний и т. д. По словам Плутарха, Солоном было издано около ста законов, которые были записаны на специальных досках и выставлены на общее обозрение.

Однако, с помощью реформ Солона не удалось прекратить социально-политическую борьбу. Недовольство проявляла как аристократия, утратившая свои права, так и простой народ, не достигшие передела земли. Это привело к перевороту, у власти оказался тиран Писистрат. После его смерти у власти были его сыновья. Тирания просуществовала до 527 года до н.э.

Реформы Клисфена

Демократия, которую учредил Клисфен ( Κλεισθένης), завершила процесс становления государства в Афинах. Как сказал Аристотель о Клисфене: «Он передал государство народу».

В 508 году до нашей эры, после победы демоса во главе с Клисфеном, над аристократией, начались новые реформы: был создан новый орган управления - Совет пятисот, ликвидированы последние пережитки родового строя. Самая большая сила была у экклесии.

Реформа Клисфена была основана на десятичной системе. Он делит Аттику на более чем 170 муниципалитетов, равных по количеству граждан и из этих муниципалитетов, которые функционировали как небольшие местные республики, составил десять фил, которых раньше было четыре. Афиняне больше не делятся на богатых и бедных, живущих в богатых или бедных районах. Все они имели равные права. Каждое фило избирало пятьдесят членов в Совет пятисот. Основной задачей которых была подготовка вопросов для обсуждения в экклесии. Таким образом, все граждане могли стать депутатами, каждый мог взять слово и высказать свое мнение.

Остракизм

Клисфен, чтобы защитить новую конституцию, установил остракизм. Кто, по мнению афинян, угрожал демократии (обычно была жалоба в экклесию), изгонялся из Афин на десять лет. Проводилось голосование, где граждане на глиняных осколках писали имя этого человека. Если их было более шести тысяч — человека изгоняли без потери своего имущества.

При раскопках на Афинской Агоре, где некогда заседал Совет пятисот, были найдены глиняные осколки с надписью изгнанника.

Популярные статьи

Гестия - богиня домашнего очага. Греческая мифология

Гестия, согласно греческой мифологии, является богиней домашнего очага и священного огня. Это одна из самых уважаемых и скромных фигур греческого Пантеона Олимпа.

Кроткая и справедливая, Гестия всегда жила в мире со всеми богам, она входила в ранг великих богинь. Родителями её были Кронос и Рея.

Спецес. Греческие острова (видео)

Спецес (Σπέτσες) - один из самых красивых и самых космополитических островов Аргосаронического залива Греции.

Остров Спецес имеет площадь 27 км², береговую линию 29 км, от Афинского порта Пирей остров находится в 54 морских милях.

Мани. Греция, путешествия

Мани (Μάνη) является историческим районом Пелопоннеса, который простирается в предгорьях горы Тайгет и заканчивается на мысе Тайнаро. История Мани отождествлялась с Древней Спартой, так как одна часть Мани захватывает Лаконию (там находилась Древняя Спарта), другая часть — Мессинию.

Гиппократ: лечите сначала душу, а потом тело

Гиппократ говорил, что любая болезнь начинается сначала в нашей душе, а потом переходит в организм. И прежде чем решить, какое лечение будет следовать для тела, сначала нужно исцелить раны души.

Карнавал: что скрывается за маской?

Корни карнавала уходят в глубь древнегреческих традиций, в центре которых находится бог Дионис: дионисийские праздники были связаны с окончанием зимы и приходом весны, символизирующие возрождение природы и человеческих душ.