В последние десятилетия татуировки стали частью мейнстрима во многих странах мира. Опрос прошлого года показал, что трое из десяти американцев имеют хотя бы одну татуировку, и это число может расти.
Как мы знаем, ранее во многих странах татуировки ассоциировались с преступностью.
Тату и пирсинг
Модификации тела, такие как татуировки и пирсинг, были распространены во всех человеческих обществах по всему миру с эпохи неолита. Люди веками чувствовали необходимость модифицировать свое тело татуировками по различным культурным, религиозным и эстетическим причинам.
Тату в Древней Греции
В Древней Греции татуировки считались признаком инаковости, так как в древнегреческом обществе татуировки имели либо иностранцы, либо рабы, преступники и пленники. В то время как татуировка развивалась независимо во многих культурах, греки были одними из первых, кто начал наносить их на свою кожу, поскольку исторические записи датируют древнегреческие татуировки еще 5 веком до нашей эры.
Похоже, что древние греки относились к татуировкам гораздо более негативно, чем сегодня.
Татуировка, как традиция, сложилась в Древней Греции, как способ наказания и признания преступников и изгоев, находившихся на задворках общества.
Рабов часто татуировали греческой буквой дельта (D), которая является первой буквой древнегреческого слова «раб».
Людям, совершившим преступления, на видные части тела, например, на лоб, наносили татуировки с символами или буквами, указывающими на характер их преступления.
Согласно древнегреческому историку Геродоту, этот метод наказания преступников древние греки переняли у персов, которые часто наносили татуировки на преступников и военнопленных.
Историк упоминает, что некоторые фиванцы, оставленные их полководцем во время персидских войн, присоединялись к силам противника. Персы татуировали греческих перебежчиков, и эти знаки не позволяли мужчинам вернуться обратно в Фивы после поражения персов.
Как известно, афиняне на лбу самосских пленников делали туту совы (символ своего города), когда побеждали в бою. Если самосские силы побеждали афинян в другом сражении, они на лбу афинян наносили татуировку военного корабля.
Греки считали татуировку иностранной практикой, и татуированные люди, с которыми они чаще всего сталкивались, не были греками.
Модификация тела, связанная с негреками
Татуировки были символом высокого статуса у фракийцев, древней группы людей, населявших Восточную и Южную Европу, особенно на Балканах. Древние греки считали фракийцев воинственными племенными и даже варварскими. Во фракийском обществе люди без татуировок фактически считались представителями более низкого класса, чем те, у кого были такие знаки.
Знаменитые фракийские женщины, которые в древности были известны как очень сильные и даже жестокие бойцы, были сильно татуированы.
Древнегреческий философ Плутарх утверждает, что менады, спутницы Диониса, которые были связаны с фракийскими женщинами, были татуированы в наказание за убийство Орфея в греческом мифе.
Орфей. Греческие мифы, читайте здесь
Клеарх Солиотис, древнегреческий философ четвертого века до нашей эры, предлагает альтернативную историю фракийских женских татуировок.
По словам Клеарха, после войны между фракийцами и скифами, которые, как известно, практиковали замысловатые и сложные татуировки на своём теле, о чем свидетельствуют скифские мумии с неповрежденными татуировками, скифы взяли в плен много фракийцев. Убив всех мужчин, скифы татуировали фракийских женщин.
Греческий философ считает, что тогда фракийские женщины решили нанести татуировку на остальную часть своего тела, чтобы избавиться от связи с их похитителями, и этот поступок вскоре стал традицией среди фракийских женщин.
Известный греческий историк Ксенофонт также описывает свои встречи с татуированными иностранцами в своем произведении «Анавасис».
Во время своих путешествий у Черного моря Ксенофонт столкнулся с «Мосинойками», у которых на теле были вытатуированы формы цветов и узоры.
Татуировка в качестве карательной меры продолжалась в Древней Греции до тех пор, пока христианство не стало доминирующей религией в стране. Император Константин I фактически запретил татуировки на лице в 330 году нашей эры, положив конец практике татуировки преступников в качестве наказания в Греции. Он утверждал, что, поскольку человек был создан по образу Божьему, осквернение его лица было бы оскорблением самого Бога.
В восьмом веке татуировки в целом были запрещены Вторым Никейским собором из-за того, что усматривалась связь с язычеством.
Борода. Всемирно-историческое значение бороды, читайте здесь.