Как музыка влияет на интеллект?
Древнегреческий взгляд на важную роль музыки в развитии интеллекта
В античном мире музыка прочно занимала место в основе образования.
Позиция Аристотеля о ценности и роли музыки в образовании вневременна, глубока и научно пророчна. Эта гипотеза ясно выражена в его книге «Политика» в главе IX.
Древние греки знали (эмпирическая мудрость), что музыкальное образование создаст более развитый мозг и укомплектует их общество многопрофильными людьми, не случайно они поместили музыку в основу образования.
Древнегреческий взгляд на важную роль музыки в развитии мозга сегодня подтверждается результатами современных нейрофизиологических исследований.
Слово «музыка» (μουσική) произошло от греческих муз - богинь древнегреческой мифологии.
Музы. Греческая мифология, читайте здесь
Уроки музыки и музыкальное образование в целом могут принести пользу общим когнитивным навыкам ребенка, также и обучение другим искусствам, помимо музыки, может принести пользу. Вопрос в том, предлагает ли музыкальное образование какие-либо конкретные когнитивные преимущества. Дети посредством музыкального образования, очевидно, развивают те слуховые навыки, которые могут помочь им легче расшифровывать речь. Современные исследования показывают, что определенные виды музыкального образования могут улучшить математические и мыслительные навыки.
Технологии сканирования мозга (ПЭТ-сканирование, фМРТ) позволили нейробиологам наблюдать за активностью живого мозга. Результаты показывают, что мозг музыкантов совсем другой. Например, в одном исследовании люди, игравшие на музыкальных инструментах в детстве, демонстрировали более сильную реакцию ствола мозга на звук, чем люди, не занимающиеся музыкой.
В других исследованиях сообщалось, что у детей, которым была предоставлена возможность обучаться музыке, развивались характерные нейронные реакции на музыку и речь, что свидетельствовало о большей обработке информации, которая была связана с улучшением распознавания высоты тона и фрагментации речи. И эти улучшения, по-видимому, отражают не только различия в активности определенных областей мозга. Также были продемонстрированы анатомические различия в объеме головного мозга. Если изучить мозг пианиста или клавишника, то обнаружится, что область мозга, контролирующая движения пальцев, более обширна.
Кроме того, сканирование мозга детей в возрасте от 9 до 11 лет показало, что те дети, которые играют на музыкальных инструментах, имеют значительно больший объем серого вещества как в сенсомоторной коре, так и в затылочных долях. На самом деле, у музыкантов значительно больше серого вещества в некоторых областях мозга, и эффект музыкального обучения, по-видимому, усиливается со степенью практики.
В предыдущем научном исследовании профессиональные клавишники сравнивались с любителями. Хотя обе группы имели музыкальное образование, профессионалы занимались в два раза больше. Профессионалы также имели значительно больший объем серого вещества в определенных областях мозга.
Музыка Древней Греции, читайте здесь
Если сравнить детей в реальном мире, дети, которые изучают музыку, как правило, лучше успевают в учебе. Они также, как правило, обладают лучшими вербально-лингвистическими и математическими навыками. Они, как правило, лучше справляются с тестами на память и когнитивную гибкость. Они также, как правило, имеют более высокий коэффициент интеллекта.
Но статистические корреляции не доказывают причинно-следственной связи, и остается довольно неясным, является ли музыкальное обучение «исключительно» ответственным за все вышеупомянутые когнитивные различия в пользу музыкального мозга.
Само собой разумеется, например, что музыкальное образование связано с экономическим богатством каждой семьи, а богатство дает детям много преимуществ для успешной учебы в школе. Возможно также, что родители с более высокими когнитивными способностями чаще отдают своих детей на уроки музыки. И, возможно, дети с более высокими академическими способностями с большей вероятностью будут искать и оставаться в программах музыкального образования, потому что они находят этот опыт более приятным и удовлетворяющим.