фото Салоники

С момента своего основания (316/315 г. до н.э.), город Салоники всегда был крупным и важным городским центром, который пережил рост и процветание благодаря безопасному порту и его стратегическому торговому положению между Западом и Востоком.

Сегодня Салоники - это современный город Греческой Республики и Европейского Союза с населением более 1 миллиона человек, 2-й по величине город Греции (после Афин). Это яркий и романтичный город и один из самых популярных туристических направлений в Греции.

Близость его к курортам полуострова Халкидики, ставшие очень популярными в последнее время для летнего отдыха, в Салониках намного увеличился туристический поток. Путешественников привлекают большие торговые улицы города, изобилие достопримечательностей, торговые центры, традиционные таверны и рестораны с уникальной македонской кухней.

Многовековое, богатое и многогранное культурное наследие (эллинистическое, римское , Византийское, османское и еврейское) сформировали привлекательный и уникальный греческий город.

В то же время Салоники - важный образовательный центр с множеством университетов, технических школ и других учебных заведений в пределах его границ.

Взгляд в прошлое

История города Салоники

Однако подлинный характер Салоник проистекает из его истории, которая начинается с его названия - имени Фессалоники («Победа в Фессалии») дочери македонского царя Филиппа II и сводной сестры Александра Великого.

Название дал городу его основатель и один из враждующих преемников Александра Македонского, македонский царь Кассандр, женой которого была Фессалоники. Для основания нового города Кассандр выбрал ранее существовавшее поселение Терми и его порт, одновременно приказав жителям 26 других соседних поселений переехать в него. В первые годы существования города, в эллинистический период, Салоникам очень скоро удалось стать самым важным портом Македонии, заменив порт столицы Пеллы, состояние которого начало ухудшаться из-за естественного отложения наносов из рек Македонии. Сегодня древние руины Пеллы находятся на расстоянии 28 километров от залива Термаикос.

Естественные преимущества порта Салоник и его безопасное стратегическое положение делали его пригодным для стоянки военных кораблей македонского флота и в то же время благоприятствовали торговле в Эгейском море.

Даже после падения Македонского царства (168 г. до н. э.) и во время правления Римской империи, Салоники продолжали развиваться как важный торговый центр, в то время как в 148 г. до н.э. город был объявлен столицей римской провинции Македония, что укрепило его значение на следующие столетия.

Два века спустя (в 50/51 году нашей эры), апостол Павел посетил город во время своего второго миссионерского путешествия и Салоники стали одним из первых мест, где было провозглашено христианство - религия, которая в будущем будет играть очень важную роль в жизни и культуре фессалоникийцев. Тем временем, языческий и римский период в городе был далек от завершения.

Римские Салоники достигли своего пика в конце III - начале IV века нашей эры, когда были построены важнейшие римские памятники города (дворец Галерия, Ипподром, Ротонда, Триумфальная арка). Период, характеризующийся разделением Римской империи, в течение которого город стал административным центром одного из ее автономных подразделений под властью Галерия.

Менее чем через столетие, в 390 году нашей эры, 7000 жителей Салоников, в основном язычники, будут убиты на городском ипподроме по приказу императора Феодосия I. Этот отвратительный акт, известный как резня в Салониках, был совершен солдатами императорской гвардии римской армии в результате восстания жителей города против гвардии.

После падения Рима (V век нашей эры), распространения христианства и подъема Византии, известной как Восточная Римская империя, в которую входили в основном грекоязычные православные регионы римского мира, Салоники сохранили свое процветание и в тоже время стали художественным и религиозным центром греческих православных христиан. Город стал вторым по значимости и богатству после столицы Византии, Константинополя.

Салоники оставались в таком положении, пока не были завоеваны османами (в 1430 году нашей эры), в год, который ознаменовал конец процветающего византийского периода города на протяжении 1000 лет. В течение этого обширного исторического периода были созданы некоторые из самых важных памятников города, теперь они внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальные и репрезентативные образцы византийской цивилизации.

После завоевания Салоник османами, многие из выживших греков покинули страну. В городе осталось очень мало жителей, улицы были почти безлюдны и поэтому султан Мурад II поставил себе цель восстановить потери населения. Мусульмане разного происхождения (турки, болгары и албанцы) переехали в город, за ними последовали евреи-ашкеназы из Центральной Европы и евреи-сефарды, которые эмигрировали из Испании и других стран после 1492 года.

В результате этих движений облик и характер Салоник резко изменился. Большинство византийских церквей были преобразованы в мечети, в то время как минареты, хамамы и другие османские здания были возведены по всему городу вместе с новыми укреплениями (Белая башня, Цепная башня, крепость Вардари).

В то же время население еврейской общины города продолжало расти и к началу 16 века достигло 15 715 человек, что составляло более половины населения города (54%), сейчас это одна из крупнейших еврейских общин в Европе.

Салоники стали единственным городом на Старом континенте, где евреи составляли большинство и по этой причине город иногда называли «Мать Израиля» и «Иерусалим на Балканах».

В течение почти пяти столетий, когда город находился под властью Османской империи, христиане, евреи и мусульмане разного происхождения, наряду с другими меньшинствами и иностранцами из Европы, жили в своих кварталах без серьезного соперничества. Христиане жили недалеко от дворцового комплекса Галерия и вокруг оставленных церквей, евреи были сосредоточены в районе улицы Эгнатия, недалеко от морской стены и порта, в то время как большинство мусульман проживало в Ано Поли.

Османское владычество в Салониках закончилось в 1912 году, когда Таксин-паша передал его греческой армии во время Первой Балканской войны. Год спустя, после Второй балканской войны, город Салоники официально вошёл в состав греческого государства.

Несколько лет спустя, большая часть исторического центра города была трагически разрушена пожаром (1917 год), оставив без крова более 72 500 человек, из которых около 50 000 были евреями. После пожара греческое правительство решило реализовать новый план по обновлению города, в соответствии с европейскими стандартами того времени. Решение включало радикальное обновление и модернизацию старых городских структур, ознаменовав новую эру для города.

План состоял в том, чтобы создать современный центр города с коммерческими функциями, бульварами, современными улицами, большими площадями и парками. Хотя план не был полностью реализован, бывшие жилые кварталы в центре города пришлось перенести, а те, кто потерял свои дома в результате пожара, были вынуждены переехать в другие, худшие районы города, постигнув еще одну беду. В результате многие евреи города, несмотря на финансовую компенсацию, предпочли эмигрировать.

Следующей проблемой, с которой пришлось столкнуться Салоникам и которая снова была связана с человеческими страданиями, был обмен населением между Грецией и Турцией, в течение двух лет (с 1923 по 1924 год) в результате поражения греческой армии во время греко-турецкой войны 1919-1922 годов, а также прибытие беженцев в город, где происходил официальный обмен. Мусульманам из Салоник пришлось эмигрировать в Турцию и около 160000 греческих беженцев и иммигрантов, в основном из Малой Азии, Восточной Фракии, Понта и Кавказа, поселились в городе во временных лагерях, выживая в течение многих лет в крайней нищете.

Однако трагические события новейшей истории Салоник еще не закончились. В марте 1943 года, после двух лет немецкой оккупации во время Второй мировой войны (и после того, как евреи города были сначала вынуждены жить в гетто возле старого железнодорожного вокзала), от 45 000 до 50 000 евреев, были отправлены нацистами в концентрационные лагеря. Большинство из них были убиты в газовых камерах почти сразу по прибытии. По оценкам, только 4% депортированных евреев из Салоник выжили и еще меньше вернулись. Сегодня в городе проживает около 1000 евреев.

После Второй мировой войны, несмотря на трагические человеческие потери и разрушения в первой половине 20-го века, город Салоники сумел вырасти и модернизироваться.

Сегодня Салоники современный европейский город, который стремительно развивается и не забывает свою историю.

Популярные статьи

Гавдос. Греческие острова

В Греции очень много островов, около 3-х тысяч.

Среди них есть знаменитые острова, которые на слуху у тысячи туристов, есть необитаемые острова, есть острова, которые мало изучены туристами и тем самым многих привлекают ещё больше.

Парнас. Гора в Центральной Греции

Парнас - гора в Центральной Греции, которая простирается по регионам Фтиотида, Беотия и Фокида.

Парнас имеет максимальную высоту 2 457 метров (самая высокая вершина - Лиакура) и является одной из самых высоких гор в Греции.

Богиня Афина. Греческая мифология

Особое место в греческой мифологии занимала богиня Афина (Ἀθηνᾶ), её причисляли к 12 главным олимпийским богам.

Праздничное блюдо: «Запеченная свиная корейка», рецепт (видео)

В преддверии праздников, обычно царит праздничная суматоха и часто это связано с выбором праздничного блюда на стол. Хочется приготовить что-то необычное, изысканное, тем самым порадовать своих домочадцев и внести в дом торжественную обстановку.

Зимний салат по-гречески

Греческая кухня включает в себя большое разнообразие салатов.

Рецепт зимнего салата по-гречески с грушами и голубым сыром - это оригинальный вкус, цвет и энергия в одном полезном блюде.