Через дорогу от Священной Скалы Акрополя, с юго-западной стороны, расположен холм Филопаппа (λόφος Φιλοπάππου), на вершине которого находится одноименный памятник.
Холм покрыт густой зеленью, в основном это сосновые и оливковые деревья, он занимает 700 акров и имеет высоту 147 м. Отсюда открывается отличный вид на Священную Скалу Акрополя и на Афины.
Акрополь в Афинах, смотрите здесь
В древности холм называли холмом Муз (покровительниц искусства, поэзии и науки). По преданию, здесь была могила древнегреческого поэта Мусея. Холм Филопаппа граничит с холмом Пникс, известным в древних Афинах как место народного собрания, высшего органа власти в V веке до н.э.
Именно с этого холма, в 1687 году, венецианцами был произведён выстрел из пушки, разрушавшей Парфенон.
Памятник Филопаппу (Μνημείο Φιλοπάππου)
Современное название холма, обязано памятнику Филопаппу, который возвышается на вершине холма, фасадом обращённый к Акрополю.
Памятник был сооружён в Римский период и представлял собой мавзолей семейства Антонихов.
Гай Юлий Антиох был внуком Антониха IV, последнего короля Коммагенского королевства (Сирия), присоединённым в I веке императором Веспасианом к римской империи. Сам Антоних и его семья была отправлены на проживание в Афины. Филопаппос было прозвище, которое внук сам взял себе, оно означало - любящий деда.
Похоже, что Филопаппос привёз с собой не малое состояние, благодаря которому он тратил большие деньги на благоустройство Афин, что в скором времени ему позволило стать полноправным Афинским гражданином и даже некоторое время, консулом. В 115 году на холме Муз, Филопаппос построил мавзолей, размером периметра 9,80 на 9,30 метра и высотой 12 метров, который вмещал в себя целую скульптурную композицию из скульптур самого Филопаппа и его родственников.
На памятнике Филопаппу сохранились несколько надписей, подтверждающие его назначение, он представляет собой двухуровневое сооружение, которое было совершенно отлично от греческого стиля, к тому же греки никого не хоронили на возвышенностях. Для строительства монумента был использован такой же мелкий пентелийский мрамор, который применялся при строительстве Парфенона.
В настоящее время от композиции осталось только северо-восточная часть, но даже этот фрагмент имеет внушительный вид: на памятнике две серии скульптур, из которых нижняя иллюстрирует Филопаппоса на колеснице, над этим вторая серия скульптур включает в себя три статуи, из которых центральная и самая большая иллюстрирует Филопаппоса на троне, справа от него, меньшая по форме его деда Антиоха IV, в то время как с левой стороны - Селевк Никатор, основатель династии, один из генералов и телохранителей Александра Македонского.
Памятник оставался нетронутым до 15-го века. По данным более поздних исследований было установлено, что части мавзолея были разобраны турками и использованы для строительства минарета на Парфеноне.