... Душа, время и природа (Η ψυχη, o Χρονος και η Φυσις)
Гераклит Эфесский (Ηράκλειτος ο Εφέσιος) был греческим философом в VI-V веках до н.э. эры из города Эфеса (Малая Азия, Иония). О его образовании и ранних годах жизни известно совсем немного.
Гераклит родился в аристократической семье, в 544 году до нашей эры и, вероятно, его предок основал город Эфес, который стал частью Персидской империи с 547 года до нашей эры и находился под властью сатрапа, поскольку великий царь предоставил ионийцам значительную автономию.
Гераклит вместе с молодыми людьми поселился в храме Артемиды, где предавался философским мыслям и когда его попросили издать законы, он отказался, сказав, что «злое государство должно сохраняться в городе», что означает, что в городе преобладает беззаконие.
Гераклит известен идеей постоянных изменений, которые управляют Вселенной. Он считал, что мир создан огнем, противостоянием и войной противоположностей, где «противоположные пути имеют одно направление - из противоположностей рождается прекраснейшая гармония».
Основным источником информации о работах Гераклита, являются записи Диогена Лаэртского, хотя некоторые историки сомневаются в их достоверности.
Судя по сохранившимся отрывкам работ Гераклита, похоже, что он очень хорошо знал почти все сочинения более ранних философов, эпических поэтов, а также все исторические сочинения, которые присутствовали в его время в Ионии.
Его эпоха является переходной и отмечена крупными социальными, политическими и экономическими изменениями. Гераклит критически относится к событиям своего времени и дистанцируется как от мифической традиции, так и от нового возникающего общества.
Гераклит о душе
Философ говорил о единстве души, природы и физического мира. Индивидуальная душа, согласно Гераклиту, должна углубиться в себя и устранить свои прихоти, потому что только тогда она понимает и улавливает общий разум, закон мира.
Внутренний разум самый надежный проводник души к истине, в то время как чувства недооцениваются Гераклитом, хотя это относится только к необразованным или, как говорит Гераклит, к тем, у кого есть варварские души. Речь души, этот внутренний разговор с самим собой, она развивается в соответствии с врожденными и незыблемыми законами и переплетается в системе слов, составляющих знания и истину. Это и есть способность разума и знания развиваться самому, то есть по врожденным и неделимым законам. Пока разум не развивается, не развивается логический диалог с самим собой, душа углубляется в себе, она никогда не придет к определенным причинам и законам или окончательному знанию о них. Какой бы метод не использовался, он никогда не достигнет истины.
Работы Гераклита
Гераклиту приписывают труд под названием «О природе», который разделен на три части с политическим, теологическим и космогенным содержанием. Из немногих уцелевших отрывков кажется, что характер его письменных работ афористичен. Структура и композиция его афоризмов тщательно продумана, а стиль - загадочен. Скорее всего это основная причина по которой Гераклита назвали «Темным».
′ Вы не можете войти в ту же реку второй раз. (Δεν μπορείς να μπεις στο ίδιο ποτάμι για δεύτερη φορά).
′ Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые души. (Κακοί μάρτυρες για τα μάτια και τα αυτιά των ανθρώπων που έχουν ψυχρές ψυχές).
′ Если не надеяться на неожиданное, то его не будет, потому что оно неизведано и недоступно. (Αν δεν ελπίσει κανείς το ανέλπιστο, δεν προκειται να το ανακαλύψει, γιατί είναι ανεξερεύνητο και απρόσιτο).
Характеризуя свою работу, Гераклит указывает, что он не раскрывает свою мысль напрямую и не пытается ввести в заблуждение своих слушателей. Он дает знаки, которые они призваны правильно понимать. Его философия, опять же, по его собственным словам, не является произвольной и субъективной конструкцией, а является выражением разума, который управляет всем, даже если он остается недоступным для многих. Таким образом, трудность понимания его работ объясняется неспособностью многих понимать его «речь».
Его высказывания относятся к «Логосу», например, «все управляется Логосом», что стало предметом многих интерпретаций, поскольку его философская мысль и терминология тогда еще находились на ранней стадии. Даже сегодня слово «логос» отражает так много значений в его использовании в греческом языке, что его нельзя передать просто лексикографически без сопровождения интерпретации примерами, особенно на других языках.
У Гераклита понятие разума также имеет множество значений и концептуальных нюансов.
Это означает речь (устную речь), но также регулирующий принцип, который управляет всей реальностью и связывает все отношениями пропорции. Следовательно, логос здесь - вечные универсальные отношения, регулирующие реальность.
Задача философа - пробудить людей и направить их к признанию, к логическому мышлению, которое определяет и связывает более глубокую природу вещей.
Космология Гераклита
Для Гераклита мир не является результатом сотворения или генезиса, он существует до вечности и описывается как живой огонь, который попеременно усиливается и ослабевает, но никогда не гаснет полностью.
Вечный огонь движется по круговой орбите, по которой он мутирует в море, затем в землю, следуя обратному процессу преобразования земли в море и моря в огонь.
Огонь Гераклита - космологическая постоянная, которая движется и преобразуется навсегда. Постоянное движение и изменение - фундаментальная особенность реальности, её философ выразил в образе реки, которая остается неизменной, а вода постоянно меняется. В отличие от своих последователей, философ, вероятно, не верил в универсальный поток и изменение, но настаивал на связывании этого изменения с фиксированными параметрами.
Что касается противоположных значений, типичным примером является цитата Гераклита: «холод нагревается, горячее охлаждается, жидкости сушатся, сухое увлажняется». Она указывает на кажущиеся противоположные состояния, тенденции и силы, связанные гармоничными отношениями.
Отношение его противоположностей выражается не только через здравый смысл, но и как «война» - еще один аспект гармонии, космическая константа, которая управляет противоположностями и постоянно создает новые равновесия посредством конфликтов. Использование термина «война» по существу связано с термином «все течет», поскольку все в мире находится в постоянном движении и процессе (то есть в состоянии войны).