фото Спарта

Спартанский полис всегда имел двух царей. Один царь уходил на войну со спартанским войском, другой в это время правил Спартой. Жизнь Спарты носила военный характер.

С самого своего рождения и до конца жизни, спартанец не принадлежал самому себе. Новорождённого приносили на осмотр геронтам, если мальчик был слаб - его бросали в ущелье горы, здорового малыша отдавали отцу на воспитание, принцип которого заключался в повиновении и в победе над противником.

В семь лет мальчиков отдавали в казармы. Почти всё своё время спартанцы проводили в специальных лагерях, где их обучали грамоте, пению, физическим упражнениям, учили метать копьё, владеть мечом. Спали спартанцы на жёстких подстилках, о пропитании должны были заботится сами (вплоть до воровства).

Движущей силой в политике Древней Спарты являлся захват соседних земель.

Три области Пелопоннеса - это Аркадия, Мессиния, Арголида, граничили с Лаконией (область, где находилась Древняя Спарта).

В 8 веке до н.э. Спарта развязала войну с соседней богатой Мессинией, окончившаяся покорением её и порабощением населения. После этого Спарта становится одним из сильнейших греческих государств. Спартанские воины считались самыми храбрыми и дисциплинированными, смуты и гражданские распри были чужды спартанцам. Никакая сила не могла заставить их покинуть поле боя, даже зная, что сражение будет проиграно и они могут погибнуть.

Сила и мощь Древней Спарты во многом была обязана законодателю Ликургу. Законы его были направлены прежде всего на сохранение равенства, т. е. бедность и богатство он старался искоренить. В то время, когда древние греки пользовались серебряными и золотыми монетами, в Спарте для всех Ликург вводит тяжёлые железные деньги, которые нельзя было скопить и расплачиваться ими в других регионах.

«Совет старейшин» становится главным государственным органом, частные владения горожан, по закону Ликурга, были отданы государству, а затем разделены поровну между гражданами. В своём государстве, он добивался того, что бы власть и деньги не были значимыми, а воины могли производить только воинов.

После победы над Мессинией, спартанцы решили завоевать другого соседа - Аркадию. Начали они с главного города Тегеи, но тегейцы были хорошими воинами и дали отпор Спарте, правда после второго сражения Аркадия всё же была покорена.

Окрылённые своими победами, спартанцы пошли в поход против третьего соседа - Арголиды, главный полис его был Аргос.

Для Спарты, Аргос был опасным противником, т.к. в военном отношении он был ничуть не слабее Спарты и на протяжении многих лет два могущественных полиса соперничали за лидерство на Пелопоннесе. В конечном итоге Спарта победила, но победа досталось ей очень нелегко.

Битва 300 чемпионов

Интересно Геродот описывает сражение между Аргосом и Спартой, назвав его «битвой чемпионов»: "Возле города Фирей, армия Аргоса встретилась с армией Спарты. Было решено от каждой армии для сражения выделить по триста воинов и сражаться до полного уничтожения противника. Не разрешалось выносить раненых с поля боя.

Битва началась ранним утром и лишь к закату солнца закончилась. Поле боя было красным от крови и заполнено мёртвыми воинами. Лишь один раненый аргосский воин нашёл в себе силы и начал подниматься, рядом лежал его друг, который тоже был тяжело ранен. Помогая друг другу, они покинули поле сражения, считая себя победителями. Спустя некоторое время, пришёл в себя ещё один воин - спартанский. Еле волоча ноги, он покидал поле боя с огромной радостью, считая себя победителем. На следующий день две армии встретились вновь и каждый отстаивал свою победу. Ссора переросла в сражение, в котором победили спартанцы". Аргосцы предлагали Спарте повторить битву 300 чемпионов, но они отказались.

Захватывая Аргос, спартанцы окружили город со всех сторон и вдруг видят на стенах города женщин в доспехах (мужчин, которые могли бы носить оружие, в Аргосе не осталось). Спарта не стала сражаться с женщинами, считая это позором и отступила.

До сих пор, жители Аргоса помнят этот день, отмечают его как женский праздник - женщины одевают на себя мужские наряды, а мужчины наряжаются в женские платья.

Популярные статьи

Кастелоризо. Греческие острова (видео)

В самой восточной точке архипелага Додеканеса расположен греческий остров Кастеллоризо (Καστελλόριζο), он находится в 72 морских милях от острова Родос и всего в 2 морских милях от побережья Турции. Протяжённость береговой линии Кастеллоризо 19,5 км. Население острова — около 500 человек.

Илифия. Греческая мифология

Илифия (Илития, Ειλειθυία) — богиня родов и родовых схваток, она помогала женщинам рожать и выдерживать боли при родах. Ей также поклонялись как богине, заботящейся о новорожденных. Однако, так как многие женщины умирали во время родов, она также считалась богиней, вызывающая смерть женщин во время родов.

Илифия была второстепенным божеством в греческой мифологии. Зевс был её отцом, Гера - матерью. Несмотря на запрет Геры, Илифия помогла разродиться Лето на острове Делос, где появились на свет Аполлон и Артемида.

Богиня помогла родиться ребёнку Мирры (кипрская царевна), которая превратилась в дерево, а Илифия из щели в коре дерева достала младенца, Адониса.

Богиня родов широко почиталась на Крите как символ материнства и плодородия. Её святилища были в основном в пещерах, что свидетельствует о первоначальном поклонении божеству. После Крита, культ Илифии распространился на остров Делос, а затем в Аттику. 

Богиню родов изображали молодой женщиной, закутанной в плащ. Руки Илифии были обнажёнными, в каждой руке она держала факел.

Блюда из свинины. Свиная вырезка в горчично-медовом соусе (видео)

В греческой кухне большое место отводится блюдам из свинины.

Скульптура Древней Греции

Скульптура Древней Греции занимала важное место в древнегреческом искусстве и была высочайшим достижением в культуре античного мира.

Артемида. Греческие мифы

Древнегреческая богиня Артемида (Άρτεμις) занимала важное место среди богов Олимпа.