Красота – это сила.
Возможно, именно поэтому красота с древних времён играла важную роль в культуре и обществе.
Озабоченность человечества эстетикой лица и тела всегда имела двойную цель. Прежде всего, чем привлекательнее партнер, особенно женщины, тем больше шансов на плодотворный союз, принесший в будущем красивых детей.
Во-вторых, как только человек прошел самые примитивные эпохи и открыл для себя чувственные удовольствия от искусства, понимание прекрасных вещей в жизни стало неотъемлемой частью развивающихся цивилизаций.
Музыка, поэзия, танец, скульптура и живопись были признаками утонченности и тем более хорошо настроенного эстетического взгляда. Однако принцип красоты также имел непосредственное отношение к более философскому мышлению.
Божества изящества и красоты: Аглая, Евфросина и Талия, смотрите здесь.
Платон Эстетика
Чтобы дать определение красоте, мы должны сначала определить, что она означает как понятие, поскольку, хотя красота может быть в глазах смотрящего, ее качество всегда определялось несколькими избранными художниками и интеллектуалами в любом данном обществе - в данном случае более 2400 лет назад в Древней Греции и Риме.
Именно «Эстетика» Платона определила это как особый «вид» восприятия. Это была форма социальной и культурной критики. Существовали, по сути, три основных понятия – красота, подражание и вдохновение – мать и отец всех искусств. Однако понятие красоты является наиболее присущим всем им, поскольку именно оно захватывает подражание и вдохновение.
Слово «красота» (ομορφιά) происходит от греческого выражения «калон» или «каллос» (καλόν ή κάλλος). Однако, хотя в английском языке оно имеет уникальное значение, в древнем языке Платона было много значений. Если оно используется по отношению к лицу, телу, природе или скульптуре, то да, этот термин эквивалентен в обоих языках. Платон, однако, использовал его также как моральную похвалу или дополнение к добру. Иногда это также могло указывать на кого-то благородного или добродетельного.
Диалог Платона с Гиппием, посвященный идее прекрасного — наглядный пример того, как трудно придать слову фиксированное значение.
В диалоге, который большинство ученых теперь приписывают Платону, Сократ и софист Гиппий (Ιππίας μείζων) пытаются его охарактеризовать. Сократ хотел бы, чтобы Гиппий определил общие качества прекрасного, но тот предлагает три варианта. Все трое терпят неудачу. Точно так же, когда Сократ пытается это сделать, спор заканчивается нерешенным вопросом.
Мы также должны помнить, что в древнегреческом обществе представление о физической красоте не обязательно было женским. Вероятно, они ассоциировали красоту как с мужчинами, так и с женщинами. Действительно, в отличие от сегодняшних идеалов, ориентированных на женщин, красивый молодой или спортивный мужчина считался столь же внушительным внешне.
Установка шаблона: золотое сечение или 1,618
Несмотря на спор между Сократом и Гиппием, существовало, однако, согласие относительно того, как можно описать это физически. Это опять-таки пришло от Платона, который считал тело разделенным на три части — число, имевшее в древности особое значение.
Система триад Платона сформировала идеальное лицо, разделив его от линии роста волос до глаз, от глаз до верхней губы и от верхней губы до подбородка. Более того, идеальный аспект должен был составлять две трети высоты и ширины. Это Евклид определил как «золотое сечение».
Евклид был тем, кого мы теперь считаем отцом геометрии, древнегреческим математиком, для которого красота была крайней и плохой аналогией. Таким образом, это имело мало общего с эстетикой, а скорее с дизайном. Это буква «П» в математике, названная греческим скульптором Фидием, который использовал ее в своей работе.
Лишь позже, когда итальянский математик Лука Пачоли написал свою основополагающую работу «Божественная пропорция» в 1509 году и Леонардо да Винчи взялся за нее, искусство и философия породили эстетику красоты, какой мы ее знаем до сих пор.
Однако в эпоху невинности, то есть в 18 веке, художники больше обращали внимание на историю и природу. Например, они тщательно изучали греческие скульптуры в довольно неудачной попытке воссоздать формулу, которая позволила бы им скопировать эти стандарты красоты.
Были определенные черты лица, которые считались «идеальными», например, низкий лоб для молодежи, брови, образующие крылатую арку, прямой нос и даже брови, сросшиеся вместе. Они также восхищались естественно грубыми губами и маленьким, круглым и гладким подбородкам. Светлые волосы, конечно, считались самыми чистыми, а значит, и лучшими. Более того, в поисках этого идеала они часто прибегали к помощи косметики, некоторые из этих методов используются до сих пор.
Политика красоты: современная интерпретация
Красота – это капитал. Именно поэтому косметика существовала всегда. Сегодня это индустрия с оборотом в 72 миллиарда долларов. Однако задолго до этого косметика часто служила средством не только для улучшения внешности, но и для маскировки недостатков. Здесь римляне продолжили с того места, на котором остановились греки.
Седые волосы, по-видимому, тогда так же, как и сейчас считались недостатком, поэтому их красили хной. Тем самым лицо выглядело моложе, цвет приобретал более более светлые тона. Также женщины использовали воск, чтобы скрыть морщины.
Для женщин в средние века и в эпоху позднего Возрождения дела обстояли еще сложнее. Плохая еда и плохая погода привели к грубой коже, гнилым зубам и преждевременному старению. Однако стандарты красоты не изменились.
Если кто-то родился без светлых волос, то красили их, если могли себе это позволить. Правильные пропорции лица также были ключевым моментом. Точно так же продолжала играть роль и добродетель, т. е. женщина должна была казаться хрупкой и невинной. Черты ее лица должны были быть гармоничными, а манеры — одновременно скромными и загадочными. Кроме того, люди раньше считали высоких людей красивыми и равнодушно относились к худым.
Очевидная причина этого заключалась в том, что брачная покупка ради красоты была единственным капиталом, которым действительно располагала женщина. Таким образом, класс, финансовое положение и приданое были важными факторами помимо ее внешности.
Субъективность против объективности
Позже ничего особо не изменилось, кроме оттенка бледности и завивки волос. Единственным исключением были 1920-е годы, когда преобладали невысокие, худощавые и темноволосые мужчины. С 1930-х по начало 1960-х годов все вернулось к более традиционной эстетике, но ситуация снова изменилась в конце 60-х, когда женщины стали более раскрепощенными.
В 1970-е годы на переднем плане были здоровые, спортивные и женственные идеалы, такие как Фарра Фосетт, а в 1980-е люди увидели образ Грейндж в сочетании с восхищением почти истощенной Кейт Мосс. «Оно» девушки, такие как Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер и Синди Кроуфорд, правили 1990-ми годами.
Затем появились Кардашьян, а за ними такие топ-модели, как Джиджи и Белла Хадид. Позже среди них оказались и более нетипичные лица, такие как лица Уиллоу Смит и Винни Харлоу, доказав, что наконец-то и во многих отношениях стандарты красоты начинают соответствовать реальности.
Однако, от палеолита до эллинистического периода, от эпохи Возрождения до викторианской эпохи, от бурных двадцатых годов до сегодняшней изменчивой эстетики, концепция красоты оставалась неизменной. И это несмотря на постоянную трансформацию ее стандартов.
Существовали философские, классические, идеалистические, гедонистические и бесполезные концепции красоты. Однако все они ведут к одной и той же цели – попытаться определить неопределенное. Понятие красоты может восприниматься как неопределенное, поскольку красота на самом деле существует как разнообразный набор идеалов в широком, индивидуально уникальном спектре.
Поэтому объективное определение красоты всегда было субъективным, и наоборот. Прелесть этого в том, что она позволяет реализовать множество совершенно разных эстетических эффектов. Это возвращает нас к Платону, Сократу и Гиппию.
Эстетика и... изгибы тела у древних греков, смотрите здесь.