Ксенофонт (Ξενοφῶν) - древнегреческий историк, писатель, философ и полководец. Он родился в Афинах (430 - 354 гг. до н.э.), был учеником Сократа и Продика. В 401 году он принял участие в походе Кира Младшего (сына персидского царя) против его брата Артаксеркса.
Древние Афины, читайте здесь
Произведения Ксенофонта отличаются ясностью и тонкостью описания, остротой языка и живостью повествования. Древние высоко ценили их и называли Ксенофонта «аттической пчелой». В целом труды Ксенофонта не обладали исторической точностью Фукидида, ни философской мыслью Платона, тем не менее его произведения освещают многие стороны жизни и истории Древней Греции.
Со слов Диогена Лаэртского, будучи еще молодым, Ксенофонт встретил на улице Сократа, который заговорил с ним. С тех пор Ксенофонт стал учеником Сократа и считал его образцом для подражания. Ксенофонт стал общаться со знатными юношами из Афин. На протяжении всей жизни он отдавал много времени спорту, был любителем вольной борьбы и превосходным наездником. Особо следует отметить его благотворительность.
Ксенофонт отдавал предпочтение образу жизни спартанцев, его связывали долгие годы дружбы с царём Спарты Агисилаем (Αγησίλαος), с которым воевал в 394 г. до н.э. в битве при Коронии против антипартийной коалиции, членом которой была его родина, Афины. Естественно, за этот поступок он был наказан изгнанием из Афин. Его сын сражался за Афины в Мантинее, когда Ксенофонт был еще жив, поэтому его изгнание было снято. Ксенофонт умер в Коринфе, точная дата его смерти неизвестна.
Жизнь в Спарте. Спартанское воспитание, читайте здесь
Произведения Ксенофонта
Наиболее важными произведениями являются:
Анабасис Кира (Κύρου ἀνάβασις), где он описывает поход Кира Младшего, «Эллада», первая часть произведения является продолжением работы Фукидида до конца Пелопоннесской войны, а вторая - история Греции и особенно Спарты до битвы при Мантинее, «Лакедемонское государство», «Воспоминания о Сократе» и др.
Исторические труды Ксенофонта не отличаются объективностью в описании событий и глубиной наблюдений над политическими вопросами. Напротив, его написание простое и спонтанное, с отступлениями, которые обычно относятся к описанию сцен (например, выход «Мириад» в море) или к анализу технических деталей (боевой порядок, снаряжение). Суждения исторических деятелей не всегда беспристрастны (он поклонник царя Агисилая и вообще Спарты).
В произведении «Воспитание Кира», Ксенофонт обращается к воспитанию и образованию Кира, первого великого царя персов, которого представляет как образцового человека и монарха по сократовским меркам. Он описывает педагогическую систему, позволяющую править и быть любимым народом Персидской империи. Цель произведения нравственно-педагогическая и именно поэтому оно имело большой успех у современников Ксенофонта, несмотря на содержащиеся в нем исторические неточности.
Центральной фигурой в философских трудах Ксенофонта является Сократ, учеником которого он был. В «Воспоминаниях о Сократе», Сократ представляется не как философ, а как простой учитель народа, который больше своими примерами учит молодежь. Он проповедует, что важнейшими обязанностями человека являются: благодарность родителям, любовь к братьям, вера в друзей, а основа всякой добродетели - благоговение перед богами. Произведение имеет интерактивную форму, как и другие произведения Ксенофонта.
В «Пире», как и в платоновском аналоге, говорится о земной и небесной любви. Это единственное произведение, где Ксенофонт развивает теоретическую сторону учения Сократа, обычно настаивая на его практической и нравственной стороне. «Экономический» относится к домашнему хозяйству и искусству земледелия. Это важная работа, она была написана после 401 года, когда Ксенофонт жил в изгнании в Скиллунте, для ознакомления с частной жизнью Древней Греции.
В «Апологии Сократа» Ксенофонт превозносит своего учителя, который в ответе перед судьями, реконструирует выдвинутые против него обвинения в развращении молодёжи, презрении к богам города и введении чужеземного культа и со своими убеждениями принимает свой смертный приговор.
Критики приписывают Ксенофонту такие произведения, как «Агисилаос» (360 г. до н.э.), торжественную речь в честь царя Спарты, и «Лакедемонское государство», восхваляющее конституцию Ликурга и соответствующее правительство Спарты (367 г. до н.э.).
«Агисилай» Ксенофонта можно назвать хвалой царю Спарты. Автор сделал это произведение, чтобы выразить признательность царю лакедемонян за то, что он для него сделал. Из биографии Ксенофонта известно, насколько авантюрной была жизнь историка и какой большой благодарностью и признательностью он обязан Агисилаю. В этом произведении автор описывает военные приключения правителя и восторженно восхваляет достоинства его как полководца и человека. Это произведение тесно связано с «Греком», потому что из этих двух произведений можно составить совершенный образ Агисилая, которому действительно посчастливилось найти такого преданного и способного биографа, как Ксенофонт.