2500 лет назад Аристотель утверждал, что «нет великого гения без доли паранойи». Сегодня его утверждение научно доказано, поскольку многочисленные исследования подтверждают, что интеллект связан с меланхолией.
Меланхолия (Μελαγχολία) - это расстройство настроения, характеризующееся низким уровнем возбуждения и способностью к любой деятельности. Меланхолия относится к психическим или эмоциональным симптомам депрессии.
Гиппократ считал (400 г. до н.э.), что тело человека содержит четыре основные жидкости: кровь, черную желчь, желтую желчь и слизь. Человек заболевал, когда в организме эти жидкости выходят из равновесия. Избыток черной желчи вызывал в организме разочарование и страх. С тех пор греки называли эту ситуацию меланхолией. Это стало первым термином, использованным для обозначения депрессии, и первым способом ее изучения или диагностики.
В эпоху Возрождения европейцы считали меланхолию признаком творческого характера гения. Это были люди искусства: поэты, писатели, художники, скульпторы.
Но к 18 веку этот термин вернулся к своим клиническим корням. Примерно в 19 веке люди стали использовать термин «депрессия», синоним меланхолии. Работы Зигмунда Фрейда о трауре и меланхолии помогли модернизировать концепцию меланхолии в то, что мы знаем сегодня как меланхолическую депрессию.
Сегодня меланхолия не является автономной проблемой психического здоровья. Вместо этого она указана как детерминант депрессивных расстройств.
У некоторых людей меланхолия может возникать в сочетании с сезонным аффективным расстройством, поскольку оно более распространено при низком солнечном свете и низких температурах. Состояние также может возникать одновременно с послеродовой депрессией или психозом.
У пожилых людей меланхолическую депрессию можно считать слабоумием.
Депрессия - это не наказание, читайте здесь
Меланхолия считалась элементом отличия с древних времен. Первое определение дал Гиппократ в V веке до нашей эры. Аристотель был первым, кто заметил, что выдающиеся философы, политики, люди искусства и даже герои мифов были меланхоликами. Первым в списке меланхоликов он упоминает Геракла, за ним следуют Лисандр Лакедемонянин, Аякс Телламоний, Беллерофонт, Эмпедокл, Платон и Сократ.
Геракл пережил два приступа черной желчной жидкости. Одна из его патологических особенностей касается убийства своих детей и жены, которое он пережил в припадке ярости (трагедия Еврипида «Геракл в ярости»).
Гиппократ также говорит о «гераклионской болезни». Цицерон в диспутах Tusculanae приписывает Аристотелю мнение о том, что все гении меланхолики. Сенека в «О транквилизаторах животных» утверждает, что, согласно Аристотелю, гений смешивается с безумием.
Гиппократ: лечите сначала душу, а потом тело, читайте здесь
По мнению современных исследователей, Аристотель черпал сведения из сочинения Теофраста «О тоске», которое было утеряно. Имеются также указания на меланхолию самого Аристотеля. В заключение, по Аристотелю, все люди, отличившиеся в какой-либо области, были меланхолики. Черная желчь формирует поведение и характеры. Меланхолики, по сути, люди настроения.
По Платону, гениальные люди импульсивны и яростны. То же самое поддерживают Демокрит и доктор Руфос из Эфеса (специалист по меланхолии). Последний утверждает, что те, кто обладает острым умом и большим интеллектом, легко впадают в меланхолию, потому что обладают быстрыми изменениями и большой способностью предсказывать и воображать.
Таким образом, меланхолия стала одной из тех «аристократических» болезней, которые оплодотворили искусство, литературу и философскую мысль.
И. Кант отнес меланхолию к царству Высокого. Эмпедокл, Сократ и Платон относятся к числу выдающихся меланхоликов.
Для художников эпохи Возрождения и Просвещения эксцентричность гениальных творцов, таких как Микеланджело, Гойя и Бетховен, ассоциируется с глубокой и рассеянной меланхолией.
В исследовании Александры Расидаки под названием «О меланхолии» (опубликовано Kichli, 2012) меланхолия рассматривается как источник творчества. Это важное исследование перемещается между историей идей, историей культуры и сравнительной литературой и пытается представить богатую меланхолическую литературную и художественную традицию. Опираясь на примеры из европейской живописи эпохи Возрождения и барокко, а также из литературы 19-го и 20-го веков, подчеркивается культурное измерение и вневременное очарование меланхолии.
Меланхолия понимается как центральная тема интеллекта философов Средневековья и эпохи романтизма, как образ жизни и как творческий интеллект, а часто и гениальность.
Интеллект обычно так далеко опережает свое время, что просвещенный человек часто неправильно понимается или неверно истолковывается его современниками, тогда как последующие поколения обожествляют его. Требуются столетия знаний и духовной эволюции, чтобы понять уровень интеллекта.