Надгробие Афродисия Александрийского (II век н.э.) находится в Лувре и больше напоминает «мыльную оперу», чем последнее прощание...
На протяжении всей истории, надгробия служили ярким отражением жизни и смерти усопших. Они могут быть данью уважения близких к усопшим, напоминая об их добродетелях и достижениях, или, как в некоторых редких случаях, быть скандально разоблачительными. Так обстоит дело с погребальной стелой Афродисия Александрийского из Троады Надгробная плита ныне хранится в Лувре, она выделяется из всех своей надписью как, возможно, самая необычная погребальная стела из когда-либо обнаруженных.
История трагедии и предательства
Надпись на надгробии Афродисия представляет собой драматическое и глубоко личное повествование, раскрывая историю предательства, страсти и убийства. Оно написано от лица самого умершего и обращено к прохожим. Надпись на надгробии, написанная на греческом языке, гласит: «Прохожий, я Афродисий, гражданин Александрии Троадской и руководитель танца. Я умираю самой жалкой смертью из-за своей жены, грязной прелюбодейки. Ее тайный любовник Лихон, член моей семьи, убил меня. Он бросил меня сверху вниз, словно я был диском. Мне было двадцать лет и я был красив, когда Мойры определили мою судьбу и отправили меня в наслаждения Аида».
Эта надпись уникальна своим сырым и неотфильтрованным изображением личной трагедии несчастного Афродисия. Она не оставляет простора для воображения и дает яркую картину драматического конца, который постиг молодого преданного мужа.
Александрия Троада (Αλεξάνδρεια Τρωάς)
Александрия Троадская был древнегреческим городом, расположенным на побережье Малой Азии, напротив Тенедоса. Сегодня это территория современной Турции. В древности город был живленным центром торговли и культуры в эллинистический и римский периоды. Здесь проводились многочисленные общественные и культурные мероприятия, в том числе танцы, которыми руководил Афродисий. Это предполагает, что он был человеком, пользовавшимся определенным авторитетом в обществе, что делает скандальный характер его смерти еще более шокирующим.
Особенно скандальной эту эпитафию делает откровенный и публичный характер обвинения. В отличие от типичных надгробий, призванных сохранить достоинство и честь усопшего, эта надпись выносит на всеобщее обозрение глубоко личный и позорный эпизод. Это яркое напоминание о том, что древние люди не так уж сильно отличались от нас в своей способности публично выражать свои личные обиды.
В случае с Афродисием его надгробие гарантирует, что трагическая история его предательства и убийства будет запомнена будущими поколениями, как долговечное, хотя и унизительное наследие.
Кладбище Керамик в Афинах. Музей Керамика, смотрите здесь.
