Британский океанский лайнер SS ARCADIAN, который был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул во время Первой мировой войны, унеся с собой 279 человек, был обнаружен исследователем Костасом Токтаридисом и его командой к юго-востоку от греческого острова Сифнос на глубине 163 метра.
«Качество основных металлов, использованных при строительстве «Аркадиана», безусловно, сыграло важную роль в сохранении затонувшего корабля до наших дней. Из подводных исследований выяснилось, что носовая часть «Аркадия» первоначально приземлилась на дно Эгейского моря, в результате чего стали видны деформации плит. Благодаря длине корабля (152,4 м) и принимая во внимание глубину акватории, составляющую всего 163 метра, носовая тяга способствовала выравниванию корпуса по днищу, в результате чего он даже на дне оставался изотропным", - рассказал Костас Токтаридис.
Торпедирование и затопление
«АРКАДИАН» отплыл из Салоник с конечным пунктом назначения в Александрии (Египет) на борту находилось 1155 военнослужащих. Во время путешествия было замечено присутствие вражеской подводной лодки в Икарии, и поэтому он поплыл через Киклады, чтобы избежать подводной лодки.
ARCADIAN шел со скоростью 13,5 узлов, впереди — эскортное судно HMS SENTINEL.
15 апреля 1917 года в 17:40 конвой находился между Сифносом, Антипаросом, Сикиносом и Фолегандросом, состояние моря было хорошим и ничто не предвещало того, что должно было произойти. В 17:44 «АРКАДИАН» потряс взрыв. Немецкая подводная лодка UC-74 заметила океанский лайнер и атаковала его. Торпеда попала в корабль по правому борту, между мостиком и фок-мачтой.
Капитан ARCADIAN Чарльз Л. Уиллатс приказал «задержать двигатели» и включил сирену тревоги, чтобы отправиться на сборочные станции. Экипаж корабля проделал образцовую работу. В конце концов, всего за десять минут до торпедирования они прошли курс обучения покидания корабля, и большинство из них все еще находились на палубе. Капитан приказал команде немедленно приступить к снятию спасательных шлюпок и покинуть «Аркадиан». Корабль начал тонуть носом и развивать крен влево.
Военнослужащие приступили к эвакуации корабля дисциплинированно и хладнокровно. Всего через пять минут после взрыва, когда нос «Аркадиана» затерялся в водах Эгейского моря, раздался громкий шум, судно внезапно накренилось, и его корму отбросило. Тем временем HMS SENTINEL, находившийся примерно в 900 метрах впереди канонерской лодки, сбросил шесть плотов и подобрал 123 потерпевших кораблекрушение. В 20:30 к месту крушения прибыли французские военные корабли с Милоса и продолжили работу по спасению потерпевших кораблекрушение, цеплявшихся за поверхность от обломков затонувшего судна, в то время как остальные находились на плотах и лодках.
Из находившихся на борту 1058 человек были спасены, а остальные 279 погибли в водах Эгейского моря.
Выживший на Титанике и спасен с места крушения Аркадиана: «Я пережил и то, и другое»
Для обогревателя Томаса Трелфолла опыт кораблекрушения уже был знаком. Он снова пережил крушение. 15 апреля 1912 года, ровно пять лет назад, он будучи членом экипажа «Титаника» также пережил крушение. Позже Трелфолл заявит: это был тот же день и тот же месяц, когда затонул «Титаник», но в обоих случаях я вышел живым!
«Титаник»: мифы и правда о кораблекрушении, смотрите здесь

Океанский лайнер остается на дне уже 107 лет
Расследование в отношении SS ARCADIAN началось с поиска первоисточников в британских и немецких архивах и сбора важной информации, которая привела к местонахождению океанского лайнера на дне Эгейского моря. Затонувший корабль расположен на глубине 163 метра к юго-востоку от греческого острова Сифнос и поддерживается в отличном состоянии, являясь одним из самых впечатляющих затонувших кораблей в Греции, поскольку он нетронут. Кажется, что время остановилось после его гибели в 1917 году.
«Мачты упали на тройник и влево. На носовой мачте можно увидеть смотровой пост. На правом борту трещина от торпедной атаки немецкой подводной лодки. На затонувшем корабле наблюдалась необычно большая концентрация рыболовных снастей, лесок, сетей и т. д. Подводная видимость в этом районе отличная, как и в большинстве районов Эгейского моря. Подводные течения способствуют прозрачности воды, в то время как на месте крушения морская жизнь относительно уменьшена. Выделяются крышки, которые когда-то держали спасательные шлюпки, на которых теперь свисают лески и рыболовные снасти. Во время затопления корабля оторвались дымовые трубы. Место крушения было обнаружено и идентифицировано с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением", - отмечает К. Токтаридис.
Затонувшие города, расположенные на дне греческого моря, читайте здесь.