Veuve Clicquot является крупным производителем игристых вин, второй по величине коммерческой компанией шампанского в мире с ежегодными продажами свыше 1,5 миллиона бутылок по всему миру.
За успехами французской компании стоит интересная история жизни и динамичная женщина, которую навязывали «Королевой шампанского».
Вдова Клико - амбициозная и успешная молодая вдова, которая построила империю шампанского, стала легендой в неспокойные времена Франции и показала миру, как можно жить красиво и стильно.
Вдова Клико Барбе-Николь, дочь Филиппа Понсардена, известного производителя текстиля из небольшого французского городка Реймс, родилась незадолго до французской революции в политизированной семье, которая отвергала и выступала против монархии. Таким образом, Понсардены, хотя и были аристократами, без проблем прошли через зверства французской революции.
Барб-Николь вышла замуж за Франсуа, сына соседа. Он также был промышленником, а вскоре стал их партнером. Брак состоялся в 1798 году. Большой любви, скорее всего, и не было, но их объединяла любовь к предпринимательству.
Франсуа был амбициозным молодым человеком, который не хотел брать на себя семейный текстильный бизнес. Ему нравилась работа на семейной винодельне и он решил взять бразды правления небольшим бизнесом на себя. Хотя отец Франсуа не верил в грандиозные планы сына, тем более что страна переживала тяжёлые времена (начались наполеоновские войны), но всё же отступил и позволил сыну с невесткой заняться виноделием.
У молодой пары были страсть и смелость, возможно, легкость их юного возраста. Бабушка Барбе-Николь передала свой опыт в виноделии ее семьи.
Вскоре молодые предприниматели открыли свой первый магазин, анализируя и изучая спрос и потребность покупателей.
В 1805 году, через шесть лет после свадьбы, Франсуа заболел, у него поднялась температура и через 12 дней он умер. Одни говорили о его самоубийстве из-за того, что он разочаровался в планах, которые не «сработали», другие предполагали, что он заболел тифом. На две семьи обрушился тяжелый траур и отец Франсуа решил закрыть винодельню, обвинив тяжёлую работу на производстве в смерти своего единственного сына.
Но его невестка была смелой и решительной. Она попросила своего тестя вложить миллион долларов в ее бизнес (по текущим ценам) и рискнуть ещё раз, в память о его сыне.
Единственным условием, которое поставил ей свекор, было какое-то время сотрудничать со знаменитым производителем шампанского того времени Александром Фурно, чтобы научиться этой работе и, если она того стоила, продолжить работать в одиночку.
Кооператив работал не так, как ожидалось, но отважная Барб-Николь снова постучала в дверь тестя в поисках новой ссуды, так как бизнес был на грани банкротства, и тот вновь не отказал.
Греческие вина. 20 лучших греческих вин, читайте здесь
Как Россия спасла вдову Клико от разорения
Мадам Клико идет на риск, открывая свое дело в царской России, потому что считает, что русским обязательно понравится ее сладкого шампанского (в каждой бутылке было 300 г сахара, что в два раза больше, чем в сегодняшних сладких игристых винах).
Русские были без ума от французского продукта и приветствовали его с энтузиазмом. К тому же он стал символом хорошей жизни.
Единственным препятствием была транспортировка шампанского в Россию, что было затруднено из-за войны. Имея на своей стороне стратегические планы и удачу, вдова контрабандой переправляет большое количество своего лучшего шампанского в Амстердам, и как только война закончилась, коробки отправляются в Россию. Её лучшим рекламодателем стал русский царь Александр I заявивший, что это единственное шампанское, которое он предпочитает.
Вот и случился взрыв!
Название бренда становится известным во всём мире, он являлся синонимом отличного качества, в результате чего продукция не могла даже удовлетворить спрос. В XIX веке шампанское «Вдова Клико» становится самым популярным напитком, а для вдовы- предпринимателя необыкновенно прибыльным бизнесом. Россия закупает 90% от всего производства французского шампанского.
Veuve Clicquot изготавливала более чистый напиток, в больших количествах и быстрее, чем другие её конкуренты. Это особенно беспокоило крупного конкурента вдовы, Жана-Реми Моэ, потому что он не мог успевать за ней, даже с помощью методов промышленного шпионажа, поскольку сотрудники Барбе-Николь никогда никому не раскрывали секреты производства шампанского.
Верная вдова
До своей смерти (1866 год) королева шампанского оставалась глобальным производителем шампанского с экспортом по всему миру и большим количеством покупателей, не только из аристократии, но в основном из растущего в то время среднего класса. Несмотря на размер своей империи и потенциальный характер, страстная бизнесвумен никогда не выезжала за пределы своего замка в северной части Франции и больше не выходила замуж.