В Древней Греции охрана общественного порядка в полисах нередко осуществлялась женщинами (γυναικονόμοι).
Во времена Солона gynaeconomi назначались как надзиратели за поведением афинских женщин, но их власть впоследствии была расширена таким образом, что они стали своего рода полицией с целью предотвращения любых нарушений, излишеств или непристойностей, совершенных как женщинами, так и мужчинами.
Этика всегда была ключевым фактором для общества. В Древней Греции это имело еще большее значение, вплоть до создания полицейских органов для надзора за нравственностью.
Подобные институты, «женская полиция», существовала в Древней Греции в века ее расцвета. Их название предполагает некоторую озабоченность положением женщин, но на самом деле они были озабочены моралью всех граждан, что часто упоминается античными авторами.
Законодательство того времени
Некоторые из принятых в то время законов сегодня кажутся непонятными. Один из них касался симпозиумов, на которых гражданам запрещалось приглашать более 30 человек. Масштабные домашние пиршества были строго запрещены в Древней Греции.
Собрания более 30 человек не допускались на таких мероприятиях, как фестивали, свадьбы и жертвоприношения. Причина введения закона заключалась в том, чтобы избежать конфликтов, которые могли произойти на подобных собраниях с участием большого количества людей.
Роль gynaeconomi заключалась в том, чтобы вторгаться в дома и изгонять указанных лишних лиц. Они заставляли поваров пересчитывать собравшихся и составлять список приглашенных. Они также исследовали вино, которое пили на симпозиуме, вино должно быть разбавленным, те, кто пил вино без добавления воды, считались преступниками и варварами.
Очень важной ролью полицейских был надзор за поведением женщин города. Хотя сегодня многие их обязанности кажутся странными, в те времена считалось нормой наказывать женщин за нескромную одежду штрафом. Женщинам запрещалось ходить ночью.
Публичные штрафы
В целом наказывали тех граждан, которые вели себя неподобающим образом, будь то в общественных или частных местах. Имена нарушителей, а также наложенные на них штрафы были написаны на досках, которые были установлены на платане в Керамике в качестве примера и для того, чтобы весь город мог их знать.
«Публичные» женщины, как их называли, не могли остаться вне поля зрения. Полицейские имели полную власть над публичными домами, существовавшими в Афинах, главным образом в порту Пирей и на складах вокруг него. Они отвечали за поддержание порядка в этих многолюдных местах, рассматривая дела об изнасиловании и прелюбодеянии. Публичные дома делились на общественные, частные и принадлежавшие святилищам.
Женщин, участвовавших в большинстве преступлений, «прелюбодеек», доставляли в женский суд сразу же, как только их ловили с поличным. Решение об их «осуждении» преследовало их всю оставшуюся жизнь, поскольку им предъявили обвинение в клевете и оскорблении мужа. Для мужчин-любовников все было совершенно иначе.
Правовая основа основывалась на мнении, что, встречаясь с чужой женой, вы вторгаетесь на чужую собственность. Это привело к фальсификации подлинности семейного деторождения. В этом случае, если речь шла о незаконном проникновении на чужую собственность, штрафы и наказания для любовника-мужчины были аналогичны тем, что назначались ворам.
Но так было не всегда, были и другие наказания...
Как в древних Афинах наказывали прелюбодеев, смотрите здесь.
