Античная театральная маска
Маска была неотъемлемой частью древнегреческого театра. Первоначально маска была частью религиозных ритуалов по всему миру, и ее использование восходит к временам, значительно более ранним, чем V век до нашей эры, когда театр с драматическими играми в Аттике стал систематической формой искусства. Примером подобного ритуала является поклонение богу Дионису. Участники впадали в экстаз, теряли связь с собой, надевали маски животных и устраивали шествия во славу Бога.
Маска и Театр
Почему первые актеры носили маски? Что привело их к такому решению? Феспис, первый актер-лицемер, использовал маску, чтобы быстро менять роли. Чего Феспис, возможно, не знал, так это того, что он также предложил решение некоторых других проблем театра. Древний театр, как здание, постепенно разрастался, и зритель сидел так далеко, что ему было невозможно различить актеров. Маска с широко открытым ртом и огромными глазами передавала страсть роли и стирала пропасть между зрителем и актером. Кроме того, женщины в древних Афинах не имели права участвовать в драматических играх, поэтому женские роли исполняли мужчины в масках.
Трагическая Маска
Первоначально, поскольку трагедия не была связана с людьми, маска просто увеличивала некоторые черты лица. По мере приближения к V веку до н. э., когда трагедия достигает своего драматического пика, маска становится более интенсивной, а ее выражением становится страсть. В III веке до н.э. меняется тип маски, которая включает в себя парик, в результате чего она покрывает всю голову и создает иллюзию банта. Таким образом, трагедия внушает величие и благоговение.
Комическая маска
Хотя достаточных свидетельств существования комедии в V веке до н. э. недостаточно, мы знаем, что комическая маска имела гротескные характеристики. Пожалуй, самым поразительным является широко открытый рот, который оставляет у зрителей дьявольское впечатление. Это впечатление усиливается контрастом эмоций, которые мы видим, например, у клоуна. Аттическая комедия часто высмеивала современных ей афинян. Однако маски актеров не были точным отображением их лиц, поскольку это было бы очень провокационно.
В IV веке до н. э. маска заметно меняется и приобретает точные черты человеческого лица. Маска в таком виде больше соответствует драматургии Менандра, создающего реальных персонажей.
Сатирическая драма
В этом особом типе драмы, примеров которой до наших дней сохранилось немного, актеры носили трагические маски. Танцевальная маска определенно привлечет наш интерес. В танце участвовали сатиры, последователи бога Диониса. Сатиры носили красную маску с козлиными ушами и плоским носом.
Маска с трибун
До наших дней не сохранилось ни одной маски, поскольку материалы, из которых они были сделаны (гипс, клейстер и т. д.), были хрупкими. Большую часть информации мы получили из изображений на античных вазах.
Если маски оставались неподвижными, как они могли передавать душевные колебания роли? Актер дополнял свое выступление интенсивными движениями, при этом он мог легко поворачивать тело и скрывать лицо. Сам текст также оказывал помощь, описывая то, что не могло быть представлено.
Театральная маска была неотъемлемой частью древнегреческого театра. Римский театр также использовал маску, хотя постепенно от нее отказался. Это не умаляет значения маски для театра, поскольку в ее сути, в потребности преображения, мы находим причину видеть и делать театр.
Древнегреческий театр. Театр в Древних Афинах, смотрите здесь.
