Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей, на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке» .

В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э., тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

Перикл в V век до н.э. выходит на арену как молодой политик авангардист демократического блока, полководец и оратор, в последствии время его правления будут называть "золотым веком Афин", а самого Перикла - основателем афинской демократии.

фото памятник Перикла

Холм, на котором разместился Акрополь имеет размеры: длина 330 метров, средняя ширина 150 м, высота от уровня моря 156 м, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы. 
Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой.

Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а так же великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.

Пропилеи, священный вход в Акрополь:

Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles).

Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре.

Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.

Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло, 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена. В 431 г. до н.э. началась Пелопоннесская война и работа остановилась. В 429 г. до н.э. умер Перикл и его преемники не проявили никакого интереса в продолжении проекта.

Храм Парфенон

фото Храм Парфенон

Посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия, и было закончено в 438 году до н.э. Размеры храма были:

◊ длина 69,50 метра

◊ ширина 30,88 метра

◊ высота 21 метр

◊ площадь храма 2140,2 кв. м  

Храм был окружен дорическими колоннами с восемью колоннами вдоль коротких стен и семнадцатью по длинным сторонам стен. Колонны имеют высоту 10,5 м, над ними покоится антаблемент (архитрав), метопы, триглифы, карнизы и фронтоны. Неф был построен из мраморных камней в горизонтальных рядах и в каждой узкой стороне было шесть дорических колонн, которые разделены на две части - ступица и опистодом.

Неф внутри разделялся на три части, это было сделано двумя вертикальными дорическими колоннадами. В середине неф был шире, здесь стояла на пьедестале, сделанная из золота и слоновой кости, статуя Афины Парфенос - знаменитая работа Фидия, которая была завершена и помещена в Парфенон в 338 г. до н.э.

Метопы были внутренними 92 рельефа с изображением различных мифологических сцен: с восточной стороны - изображения гигантов, с северной стороны - сюжеты троянской войны, с западной - амазонки, с южной - битва с кентаврами.

В двух фронтонах изображены мифические сцены, которые были с связаны богиней Афиной, рождение её из головы Зевса (восточный фронтон), на западном фронтоне - спор между Афиной и Посейдоном.

Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:
♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным

♦ расстояние между колоннами не является одинаковым

♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще

Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.

Храм Ники Аптерос

фото Храм Ники Аптерос

Это небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 г. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis).

Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.

Внутри находилась статуя Ники Аптерос (бескрылая Ника), которая держала в левой руке шлем, а в правой гранат, являющийся символом жизни. Смысл бескрылой Ники - победа не должна улететь из города. Фриз и фронтоны храма украшали скульптурные сюжеты на тему греко-персидских войн.

Храм Эрехтейон

фото Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином, и во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

  • в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

  • в северном крыльце храма Эрехтейон  расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

  • здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.

Афинский Акрополь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Популярные статьи

Тинос (видео). Греческие острова

Прекрасный и полный красот остров Тинос, приглашает вас открыть для себя его гостеприимные бухты, чистые пляжи и прекрасные деревни. Впервые посетив Тинос, будьте уверены, что он станет для вас любимым местом отдыха.

Рождественские сладости

Скоро 25 декабря, в Греции Рождество (Χριστούγεννα ), поэтому хочется в наш раздел «ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ» внести рождественское настроение.

Мойры

Мифические Мойры (Μοῖραι) - греческие богини судеб. Они контролировали нить жизни каждого смертного от рождения до смерти.

Морской окунь с брокколи (Λαβράκι με μπρόκολο)

Без преувеличения могу сказать, рыбные блюда в Греции по праву занимают первое место.

В стране, которую омывают сразу несколько морей (Средиземное, Эгейское, Ионическое), местные повара знают толк в её приготовлении.

Даже самых заядлых гурманов, покорит нежный вкус рыбы и аромат греческих специй.

Обычно рыбу запекают на углях, гриле или в духовке, при этом обильно поливают лимонным соком. А на гарнир подаётся картофель, рис или овощи.

Древние греки. Древнегреческая скульптура, литература, каноны красоты

Древние греки были открытыми, умными, остроумными, умели философствовать и восхищаться совершенством. Эти особенности позволили им достичь больших достижений и взять в свои руки факел человеческого прогресса, тем самым установить то, что мы называем фундаментом европейской цивилизации.