Под термином «музыка Древней Греции» мы понимаем всю музыкальную культуру, которая сопровождает древнегреческую историю.
Древние греки с их очевидным созерцанием давали божественное происхождение всему и, конечно же, музыке. Таким образом, они создали муз (μοῦσαι), которые были вначале богинями песни, а затем богинями поэзии, танца, театра, искусств и наук. Эти девять богинь были дочерьми Зевса и Мнемосины. От древнегреческих муз произошло слово «музыка».
Музы родились в Пиерии, но жили на Олимпе, чтобы развлекать своих богов.
Среди мифических личностей, связанных с музыкой, можно выделить следующих: Аполлон, Марсий, Орфей.
Аполлон и Марсий
Согласно легенде, пастух Марсий однажды нашёл флейту (как потом оказалось, что её выбросила Афина), он играл на ней днём и ночью и вскоре достиг совершенства. Марсий очень гордился своим музыкальным искусством и бросил вызов богу Аполлону, чтобы сразится с ним в музыкальном состязании, будучи уверен в своей победе. Судьями назначали муз.
Марсий и вправду всех удивил своей игрой на флейте, казалась он превосходит Аполлона, который играл на кифаре, но в конце концов потерпел поражение.
Разгневанный Аполлон был зол, он не мог простить Марсию, что пастух вызвал на состязание самого бога и велел подвесить сатира на сосне и содрать с него кожу.
Орфей (Ὀρφεύς) - мифический поэт и музыкант из Пиерии. В состязании с музами он потерпел поражение. После этого они ослепили и лишили его мастерства игры на кифаре.
Помимо мифов и легенд, к музыке Древней Греции всегда проявляли большой интерес, так как она является ключевым компонентом культуры, которая напрямую повлияла не только на эстетику и философию поздних европейских музыкальных разработок, но и на ее техническую инфраструктуру.
Музыка Древней Греции сохранилась до наших дней, но это лишь несколько письменных музыкальных отрывков и наши теоретические знания о том, как она звучит.
Из древней литературы мы узнаем, что музыка Древней Греции возвышается до уровня свободного искусства, независимого от поэзии, хотя в большинстве случаев она сосуществует со своими основными элементами (например, ритмом), продиктованными поэзией и, наконец, музыкой. Это необходимый опыт в обучении молодежи.
Платон, Аристотель и другие философы углублялись в эстетику и психологию музыки и сформировали моральную теорию музыки, в которой обсуждается влияние музыки на эмоциональное и психическое состояние человека.
Согласно моральной теории музыки, в каждом ритмическом и мелодическом движении есть соответствующая эмоциональная реакция в том смысле, что музыка может воздействовать на человека либо положительно, либо отрицательно, успокаивать или раздражать. Конечно, теория морали не только является исчерпывающей в своих общих выводах, но она углубляет эстетическое исследование структурных параметров музыки путем изучения этики мелодии, тропики, жанров и ритмов.
В музыке Древней Греции ритм был особенно важен. Древние греки называли мелодию без ритма «беспорядочной, инертной и темной».
Греческая музыка по сути фонетическая и развивается параллельно с поэзией, поскольку ее культивирование и развитие находятся в руках поэтов или трагиков, которые сами по себе музыканты, формирующие музыкальное (мелодичное) изображение своих произведений.
Древнегреческие философы считали музыку необходимой по трем причинам:
· отдых и оздоровление
· формирование человека
· интеллектуальное и эстетическое воспитание
В Древней Греции культурного человека также называли музыкальным человеком.